Уже мои нервы не выдерживают, хотя я вроде раньше достаточно сдержанная была.
Доченька активная, лазит по всей квартире. Что можно закрыли, но понятно, она и так найдет куда всунутся и что вывернуть, лезет всегда туда куда нельзя(( но то ладно. А когда просит что-то и не даешь начинает злиться и разбрасывать со злостью все что находится под рукой, кусать меня или щипать сильно, как только повысишь голос или строго скажешь начинает плакат, может и до истерики дойти, выкручивается вся на руки взять тогда нельзя. Что делать, как приучить ребенка к слову нельзя, стараюсь по возможности чем-нибудь отвлечь и заговорить, но далеко не всегда получается. И что это за психи, это нормально в таком возрасте? Или это все норма, процесс развития? Тогда как взять себя в руки и быть поспокойней?
Пока вы это читаете, кто-то покупает классную вещь меньше, чем за 50 грн на аукционе.
Уберите все, что нельзя, и не нужно будет приучать
Маленький ещё очень ребёнок, что бы понимать. Ему интересно, он все исследует и не понимает почему мама злится. Убрать все, что опасно. К остальному относиться снисходительно. Не знаю, меня не напрягало. Рассыпетт ребёнок рис и сидит ковыряется. Ну не приятно, но ладно, уберем, мне не трудно. И руки помоем и постираем. У нас нельзя ножи и прочие опасности. Все остальное можно, как элементы исследования окружающего мира. А по поводу психов, бывает такое. У моего не особо выражено было, я только смеялась над этим и моментально его отпускало. Мне кажется, вам надо относиться ко всему легче и понять, что он ещё совсем маленький и не стоит требовать от него послушания и понимания почему не надо лазить в унитаз.
у меня раньше все можно было, и рассыпала и играла, вот сейчас я почему-то злится начала(теперь крупы сырые в рот тянет когда играет и тапки уличные), та и истерик раньше у ребенка не было, а сейчас так требует, то нож, то чашку(уже кучу перебила )
и у меня все чашки перебил. Купили новых. И новые побил ))) И ничего. У меня от этого глаз не дергался ))) И тапки ел. Купили ему детские резиновые, вымыли их, что бы он мог их грызть. А он все равно наши грязные в рот тянул ))) проще к этому относитесь. Не хотите, что бы обувь облизывал — убирайте с доступных мест.
Моему сыну 1.6, но эти же повадки так и не прошли. Иногда уже просто ухожу в другую комнату, чтобы немного остыть.
+++ треба не реагувати і вийти в іншу кімнату.
Бо пізніше як зрозуміє, то буде маніпулювати вами за допомогою істерик.
Психи нормальные, я своим еще давала сама ччто-то и говорила, и это брось, и этт ударь, вот это укуси. злость проходит, начинаются обнимашки. А младший все время падает на пол вниз лицом, я падаю тоже, лежим вместе, пока не попустит
попробую, но если б еще сама не злилась, наверное было бы проще, хочется спрятаться где-то(((
А на людях что делаете когда у ребенка истерика? Тоже в низ лицом?
Да, и в грязь, и в пыль. В этом случае мне важно не мнение окружающих, а здоровье моего сына
стандартный этап развития) главное чтобы «нельзя» не переходило через истерику в «можно». терпения вам)
спасибо, буду стараться терпеть, а то впечетление что моего терпения хватило на 9 месяцев, а сейчас пропало (((
у меня дочь тоже так себя вела, что не по ее, то падала на пол, асфальт, землю ))) дома, в гостях, магазине. ))) я просто не обращала внимание, сказала нет или нельзя, значит нет и на истерики полный игнор )) этот период прошел )) терпите и будьте мудрее )
Во первых уберите все слова с приставкой «не», дети не воспринимают это. Должны быть четкие фразы . и терпение !
«Нельзя» в полном смысле ещё малышами не воспринимается, лучше убрать всё что нельзя или отвлекать, фантазируйте))) а может и можно, пересмотрите список запретов. Я терпеть не могу слезы, лучше всеми способами их избежать
Купите спец замочек на унитаз
я разрешаю все что неопасно для жизни и вместе со мной, потом интерес пропадает и все ок, а нельзя они пока не понимают в этом возрасьте
+++ треба не реагувати і вийти в іншу кімнату.
Бо пізніше як зрозуміє, то буде маніпулювати вами за допомогою істерик.
Считать до десяти и орать на свеклу далеко не единственный выход
Нельзя отрицать, что в жизни любого родителя случаются такие моменты, когда ребенок начинает казаться самым страшным врагом. И все он делает не так, и все назло, и не слушает… Как тут не прикрикнуть? Но срываться на детях — не самое лучшее решение. Что же делать, если по всей кухне раскиданы макароны, кот покрашен зеленкой, а ребенок довольно дожевывает фиалку в горшке? Как справляться со своими эмоциями? Об этом нам расскажут бывалые родители, чьи комментарии с десятка разных форумов мы собрали в этой статье.
Способ 1. Медитативный
Вдох-выдох. Глубоко дышим, представляем себе берег моря или что-то столь же успокаивающее. Для полноты картины можно сполоснуть лицо водой. Вместо счета до десяти, мысленно погуляйте по пляжу и сосчитайте ракушки. А когда успокоитесь, откройте глаза и посмотрите на ребенка. Если его все еще хочется посадить в карцер — повторите процедуру.
«Если у меня зашкаливает раздражение, то я ухожу успокоиться. Прочитать 2 страницы в туалете, посидеть в ванной над водой. Выдохнула — и вперед дальше».
«Когда в плаче сильно заходится, то бывает раздражение накатывает. Особенно недавно было, когда десна треснула, зуб прорезывался. Я просто на пару секунд глаза закрываю, пару глубоких вдохов и помогает. Все как рукой снимает. Самое интересное, что и ребенок потом успокаивается».
«Я выработала метод, который поможет родителю не повышать голос. Заключается он в том, чтобы в поле вашего зрения были напоминалки, на которые удобно при случае взглянуть. Итак, я вырезала желтые сердечки — это любимый цвет моего четырехлетки. Я окружила ими все вокруг, чтобы не забывать — кричать ни в коем случае нельзя. … Они везде, куда бы я ни посмотрела. Теперь, когда я чувствую, что выхожу из себя, мне достаточно оглянуться вокруг и зацепиться взглядом за сердечко. Оно напомнит, что нужно сделать паузу, выдохнуть и перефокусироваться».
Способ 2. Физический
Хочется закричать? А вы станцуйте! И спойте, можно еще и обруч покрутить, или побегать. Чем дольше — тем лучше. Вместе с потом из вашего организма выйдет и злоба, устанете так, что уже спокойно посмотрите на то, как ребенок доедает еду кота и флегматично подумаете, что это проблемы кота.
«Я, когда злюсь сильно, могу хорошо ударить кулаком по столу, стене и т. п. Мне помогает выпустить пар))). Да и дочь сразу понимает, что предел))».
«Я где-то уже писала — с первым сыном доходила до того что шла в ванную и выливала себе на голову ведро холодной воды. Причем не раздеваясь. Чудесно тонизирует. А то тоже желание было сыну что-нибудь неприятное сделать с его ором круглосуточным».
«Хороший способ еще направлять весь свой гнев в положительное русло… например, переставить мебель в комнате, вычистить всю посуду до блеска, выдраить окна или ванну… Дело в том, что если гнев просто сдерживать, то он все равно вырвется наружу… ДА ЕЩЕ КАК ВЫРВЕТСЯ… бить посуду и подушки — это разрушение. а вот на созидание (уборку) — это хорошее выражение гнева. И главное-на пользу всем… а уж когда остынешь, то и ситуация с ребенком в другом свете покажется…».
«Наверное просто нужно найти объект, на который можно выплеснуть все отрицательные эмоции!
Желательно неодушевленный, а то потом опять будет совесть мучать!
Я читала где-то — одна дама в подобных случаях шла в гараж, закрывалась в машине и просто орала, что есть сил.
Выкричаться и освободиться от раздражения, обиды и всего что мешает))))))))))».
Вспомните о том, кто вы. Может быть, вы важный директор банка в костюме? А может, обычная домохозяйка в переднике? Но главное — вы не ребенок. А тот, кто перед вами — да. Хорошо бы, для собственного авторитета в его глазах, вести себя «по-взрослому», а не хныкать и бежать жаловаться супругу. А помогут этому «взрослые» мысли.
«В такие моменты когда сын истерит, а я уже на грани, начинаю думать, как бы мне было плохо, если б его не было, как кто-то годами не может забеременеть, а я дура злюсь… и т. д. ».
«Как только чувствуете, что скоро взорветесь сразу подумайте о том какая она сейчас перед вами беззащитная. Или что-то вроде этого».
«Нужно не накручивать себя. Не пережевывать мысли о том, как она вас достала, а целенаправленно думать о том, что она маленькая, что к ней нужно относиться со снисхождением, что, родив ее, вы взяли на себя определенную ответственность и т. п. На такой ход мыслей нужно себя специально настраивать. Если этого не делать, то вам поможет только тяжелая фарма, которая у вас все эмоции в целом отшибать, заменяя их сильной сонливостью, а заодно нанося большой ущерб вашим мозгам».
«Когда злюсь на дочь, включаю мозг, и анализирую почему… чаще из-за того что хочу заняться своими делами, а она блин не хочет спать… потом мыслю в туже сторону… что сейчас если я ее не уложу спать она будет плакать, тем самым не даст все равно заняться своими делами… принимаю этот факт и успокаиваюсь… а потом смотрю… пока я тут думала и машинально ее поглаживала, доча уже в отрубе))) испытывать злость и агрессию это нормально, важно не срывать ее на малыше».
Способ 4. Отвлекательный
Если первый вариант — с воображаемым морем не помог, попробуйте сделать то же самое, но уже с морем реальным. Собирайте чемодан, оставляйте ребенка с бабушкой и вперед — на ласковый песок под золотое солнце. Ну, или хотя бы во двор проветриться, посмотреть как на детской площадке другие родители орут на своих капризнячащих детей.
«Надо отвлечься, сходить где-то с подругами пообщаться, я, например, психанула и недавно пошла с девчонками в боулинг, хотя я без мужа никуда не хожу, супер столько впечатлений, свежая, бодрая, обновленная! Сейчас собираюсь поиграть в теннис — для меня это море впечатлений, как для человека, который видит только свой дом и детей у меня их двое (мальчики 6 мес. и 6 лет)! Надо научиться и на себе время выкраивать».
«Попросите маму или свекровь забрать ваше дитятко на выходные к себе и просто поспите, отдохните, поживите для себя 2 дня! И увидите, вам станет легче!».
«Если крох начинает капризничать, а тебя это сильно раздражает и ты на гране срыва… оставляй ребенка и иди на улицу. На пять минут или десять. Поорет ребенок ничего не случится пусть проорется это тоже полезно иногда, а ты спасешь его от себя и вернешься отдохнувшая немного. Никто тебя за такие чувства и такой поступок не осудит, не бойся».
«Это все от усталости и от рутины. Надо сменить обстановку. Оставить ребенка бабушкам и с мужем вдвоем провести время. А если постоянно капризничает, то это вдвойне утомляет. Я замечаю иногда за собой, что, когда не высплюсь или сильно устану за день, становлюсь раздражительной. Слава богу это быстро проходит и бывает не часто. Но отвлекаться однозначно надо!».
Выбирайте любой способ из перечисленных. Или придумывайте свой. Если вам помогает спеть матерную частушку — отлично, если сесть и полчасика поклеить фигурки самолетиков — великолепно. Так и сделайте. По итогу, вы и ребенок сохраните нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.
«Когда злюсь на дочь, включаю мозг, и анализирую почему… чаще из-за того что хочу заняться своими делами, а она блин не хочет спать… потом мыслю в туже сторону… что сейчас если я ее не уложу спать она будет плакать, тем самым не даст все равно заняться своими делами… принимаю этот факт и успокаиваюсь… а потом смотрю… пока я тут думала и машинально ее поглаживала, доча уже в отрубе))) испытывать злость и агрессию это нормально, важно не срывать ее на малыше».
Без недели 10месяцев.
Практически не может сама с собой заниматься — иногда только, если ее что-то ОЧЕНЬ сильно заинтересует — разобрать содержимое вещевых полок и т.п.
Если не таскать ее на руках, не играть с ней — орет.
А дома очень много дел — уборка, готовка + подработка. По крайней мере, я ведь не могу не убираться — она все это время орет.
Спит днем очень мало с рождения (вообще недосыпает положенное время), урывками по часу-полчаса, за это время все не успеть.
Я психованная стала, боюсь, начну на нее срываться.
Муж когда приходит, присматривает за ней, но возвращается он поздно.
У невролога были, сейчас все ok. С рождения к ручкам и вниманию не приучали, еще пару мес назад очень неплохо сама с собой игралась.
Как ее успокаивать.
Вот сейчас я сижу за компом, а она стоит рядом, держит меня за ногу и орет, чтобы взяла или поигралась с ней. ‘(
Своим вопросом я вопрошаю об опыте успокоения нервного ребенка.
Смысл строчки о «сейчас» — что ребенок рядом со мной, но все равно плачет. Не верю, что это у всех так
Вот сейчас я сижу за компом, а она стоит рядом, держит меня за ногу и орет, чтобы взяла или поигралась с ней. ‘(
Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.
Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:
1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.
2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.
3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.
4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.
5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.
Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.
Нервные тики у детей — причины и симптомы
Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.
Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:
— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;
— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;
— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.
По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.
Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:
— неправильное питание — недостаток магния и кальция;
— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;
— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;
— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;
— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.
Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.
Воспитание и лечение нервного ребенка
Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.
Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.
Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.
© 2012—2018 «Женское мнение». При копировании материалов — ссылка на первоисточник обязательна!
Главный редактор портала: Екатерина Данилова
Электронная почта: zhenskoe.mnenie@mail.ru
Телефон редакции: +7 (965) 405 64 18
Хорошие дети не злятся? Детская агрессия
Елена Скакунова
психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».
Что такое агрессия?
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции, а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства.
Проявления агрессии у детей и взрослых
Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем, кто под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием, например, астмой или язвой. Любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. Например, при агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и остаются в нашем теле в виде напряжения. Как мы узнаем, что другой человек злится и готов к нападению? Мы видим сжатые кулаки, напряженные мышцы тела. Человек как бы становится «больше». Изменяются черты лица, например, есть такое выражение: «лицо, перекошенное злобой». Мы можем также слышать угрозы в наш адрес. Существуют три основных проявления агрессии. Это мимика, поведение и речь. Проявления злости и гнева у детей так же разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее замаскированы. Например, пятилетняя Аня, когда злится, краснеет от напряжения, сжимает кулаки и говорит: «Я тебя съем!». Сережа, прежде чем начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А Ванечка, насупившись, отворачивается и не хочет говорить, но так дергает колесо у машинки, что оно отваливается. Важно уметь замечать проявления агрессии именно у вашего ребенка. Это может пригодиться, чтобы научить его выражать свой гнев в социально приемлемых формах. Если вы заметили у вашего ребенка признаки надвигающейся агрессии, можно направить агрессивные реакции в приемлемое русло, а не ждать спонтанного проявления агрессии. Например, если ваш ребенок злится из-за того, что другой ребенок не дает ему поиграть в свою игрушку, можно не ждать когда они подерутся, а научить их договариваться между собой. Еще очень важно, как говорят психологи, дать ребенку «отреагировать» свой гнев. Поскольку мы видим, что гнев – это реакция, следовательно, ее, эту реакцию, надо отреагировать, дать ей выход, как и любой другой эмоции. Важно дать понять ребенку, что вы любите его и с его злостью тоже. Агрессия не бывает без эмоций гнева, злости или ярости. В словаре Ожегова гнев определяется как чувство сильного возмущения, негодования. В русском языке есть много слов отражающих различную интенсивность и оттенки гнева. Это и раздражение, и злость, и ярость.
Почему люди «бесятся»?
Мама занимается домашним хозяйством, а малыш, играя и исследуя мир, переворачивает тазик с бельем. Мама спокойно объясняет, что так делать нельзя. Если малыш продолжает переворачивать тазик, то через некоторое время у мамы появляется раздражение (возможно, повышается голос), еще через некоторое время появляется злость (скорее всего, это уже разговор на повышенных тонах), затем гнев и ярость (здесь уже хочется ребенка встряхнуть или даже отшлепать). Переворачивание тазика является неприятным стимулом, который долго не прекращается. Не все мамы умеют правильно выражать свою злость, а многие считают, что этого вообще делать нельзя. При этом все невыраженные чувства имеют такую особенность, как накопление. Когда их накапливается очень много, они переполняют нас и выплескиваются. Это похоже на наполнение водой воздушного шарика – он может очень долго растягиваться, но рано или поздно лопнет. Надо заметить, что обычно мы не стесняемся выражать позитивные чувства, такие как радость или удовольствие. А вот негативные – склонны скрывать, так как это обусловлено культурными запретами. Таким образом в нашем примере, если мама сразу же не показала ребенку свое раздражение или злость, через какое-то время она может накричать на ребенка так, что для него это будет неожиданностью. Ведь он не знает, что происходит у мамы внутри, как «включаются» ее эмоции. А снаружи он видит добрую, спокойную маму, которая, с его точки зрения, с ним играет. В таких случаях всегда лучше показывать ребенку свои истинные чувства, проговаривая их и объясняя последствия. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так. Это касается как физического здоровья, так и психологического. Как часто родители говорят ребенку: «Что ж ты у нас такой – дерешься все время?». У этой фразы очень многоликий подтекст: «Ты не такой, как надо», «Ты плохой», «Такого мы тебя меньше любим», и даже: «Ты нам такой не нужен». В ней как минимум присутствует разочарование ребенком. Но ведь на самом деле любое негативное поведение ребенка – это крик о помощи. Особенно это касается совсем маленьких детей и дошкольников, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые, назвать то, что с ними происходит. А между прочим, эти вспышки могут быть вызваны любым ощущением дискомфорта, даже голодом, усталостью или стрессом.
Причины детской агрессии
Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению. Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют:
- негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
- безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).
На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.
Возможные действия родителей
Родители или бабушки иногда говорят ребенку: «Ты дерешься, значит, ты плохой мальчик. Вот Алеша никогда не дерется, он хороший мальчик». Как много в этой фразе неправды и болезненных для ребенка посланий! Давайте разберемся. Во-первых, все дети иногда дерутся, это нормально и естественно. Они еще не умеют контролировать свою злость. Во-вторых, наши дети всегда хорошие, всегда нами любимы, это их поступки могут нам не нравиться, а не они сами. В третьих, «если соседский Алеша – хороший мальчик, а я – плохой, значит, мои родители любят его, а меня не любят». Представляете, как это больно для маленького ребенка, ведь для него родители самые главные в этом мире люди и их одобрение и поддержка – самые важные и долгожданные? Малыш–дошкольник на все готов ради родительской любви. Не стоит говорить детям, что где- то живут хорошие мальчики и девочки, которые никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою естественную агрессивность. Когда маленький ребенок агрессивен, он сам плохо понимает, что с ним происходит. Объясните ему. Например: «Ты сейчас очень злишься на меня, потому что я запретила тебе смотреть мультики». Или: «Ты сердишься на Машу, потому что она без разрешения взяла твою куклу». Покажите ребенку, что вы его понимаете: «На твоем месте я бы тоже злилась». Или: «Конечно, ты можешь быть недоволен». Главное – дайте понять ребенку, что вам не нравится его поведение, а не он сам. Например: «Я очень огорчена тем, что ты не убрал игрушки, как мы с тобой договаривались, и теперь мне не нравится, что ты их раскидываешь еще сильнее из-за того, что злишься». Или: «Мне тоже не нравится, когда мои вещи берут без разрешения». Дайте ребенку возможность отреагировать свою агрессию, предложите ему новые способы для этого, например, вместо раскидывания игрушек и драки предложите потопать ногами или покричать. Только после этого напомните ему о существующих правилах и договорах, которые нарушил он сам или окружающие. Обязательно разберитесь, кто и в чем был прав, а кто и в чем – нет (соответственно этим правилам). Предложите ребенку новые способы разрешения ситуации, помогите ему в этом.
Поможем ребенку справится с агрессией
Как помочь ребенку научиться справляться с естественными агрессивными импульсами, не доводя их до возникновения серьезной проблемы? Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к ребенку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет сказать, что: «Мама плохая, потому что не дает смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает». Для обучения контролю над своим поведением очень полезны любые игры с правилами. Ведь играть интересно, а игра проходит комфортно и весело именно тогда, когда все соблюдают правила. Если правила нарушаются, то игра разрушается. Ролевые игры применительно к нашей теме – это возможность побыть в «шкуре» агрессора и его жертвы. Обмениваясь с ребенком ролями в такой игре, взрослый может показать ему последствия агрессивного поведения и научить способам нового реагирования в различных ситуациях. Очень полезны в данном случае игры «в войну» — применительно к мальчикам, в героев мультфильмов и сказок, героически преодолевающих трудности, стремящихся к какой-либо возвышенной цели. Также будет очень полезно, если вы будете постоянно объяснять ребенку причины поведения животных, встреченных вами на прогулке: например, собака погналась за кошкой. В этом случае вы можете сказать малышу, что между кошками и собаками существует давнее соперничество, потому что и тот, и другой вид очень любит человека и хочет жить рядом с ним, следовательно, кошки и собаки отчаянно ревнуют друг друга. Дома можно поиграть в кошку, убегающую от собаки, — излишне говорить, что все в этой игре должно хорошо заканчиваться! Существует также множество детских стишков, коротких сказок, к примеру, о том, как мышка обманула кошку и убежала от нее, как три поросенка расправились с волком. Играйте в Красную Шапочку, в Ивана-царевича и Кощея Бессмертного. Пусть при этом малыш покажет вам, как он «героически» расправится с негодяем, как одолеет всех вокруг, потому что он – храбрый и сильный. Все это поможет вам направить его агрессию в «мирное русло». И не бойтесь покупать малышу различные «военные игрушки»: танки, оружие и т.д. – это великолепный способ регулирования детской агрессии. Будьте рядом с вашим малышом, когда он осваивает навыки общения (например, приходит в новый коллектив). Поддерживайте его в обучении новым, разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми. Иногда ребенку надо подсказать, какими разными способами можно вести себя в данной ситуации и какими могут быть последствия. Подкрепляйте желаемое поведение ребенка своим вниманием и позитивным отношением. Часто родители эмоционально реагируют на недостатки ребенка, а достоинства никак не выделяют. Отмечайте любые, даже самые крохотные достижения вашего ребенка. И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и друг друга. Это один из способов освоения ребенком этого мира. Банально звучит, но если родители не научились справляться со своей агрессией, им нечему научить своих детей. Поэтому если у вашего ребенка возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами обращаетесь со своими чувствами злости и гнева?
Детская агрессия: когда поможет только психолог
Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка, то есть если чувствуете неуверенность в том, как поступить, страх и бессилие перед его агрессивными вспышками, сами срываетесь и кричите на ребенка, а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к психологу. Возможно, у вас есть сомнения и вопросы, ощущение, что что-то не так, чувство дискомфорта – в любом случае не стоит накапливать негативные эмоции. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми – тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со специалистом найти решение ваших проблем. А вообще-то всегда помните о том, что ваш малыш – это «зеркало» вас, его родителей: если «зеркало» вдруг отражает что-то, что вам не нравится или приводит в ужас, не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить какие-то вещи в своем собственном поведении, чтобы малыш начал по-другому реагировать на внешние раздражители. В точности как писал классик – великий баснописец И.А.Крылов: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
Они и у нас в стране раньше были, и детская смертность была высокой. А потом прививать стали. Болезни исчезли. Выросло не одно поколение с прививками, люди забыли какими страшнымми бывают эти болезни. И решили что прививать своих деьец не будут. Видимо, обратно в прошлое хотят.
Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.